История Дома Маштакова

История дома Маштакова и его окрестностей.

Сначала расскажем о Воскресенской площади, которая стала центром формирования этой территории в том числе и с точки зрения устройства жилых кварталов. Первые её описания мы нашли у Почетного гражданина города, городского главы (1884 – 1892) Петра Алабина: «Площадь, на которой ныне стоит  Воскресенская церковь, и все пространство от нее до Волги и ниже до места, занимаемого женским монастырем включительно, было покрыто лесом, называлось дубравой и служило местом загородных летних прогулок для жителей».

Впервые Самарская площадь появляется на плане реконструкции и расширения города 1852-53 годов. Первоначально она называлась Торговой. В одном из документов, датированных 1864 годом, фигурирует название Приходская. Однако, с момента строительства на ней Вознесенского собора, она стала носить имя Вознесенская. Активная застройка окрестностей площади началась в последней четверти XIX века.

В центре площади в 1864 году была возведена церковь, освященная в честь Воскресения Христова. Кто был автором ее проекта, неизвестно, зато точно известно, кто её перестраивал. В 1895 году реконструкцией Вознесенской церкви занимался архитектор Александр Щербачев. По его проекту был увеличен барабан главного купола, расширены боковые приделы, возведены четыре угловых главки, а также заменены на калориферы печи отопления. На главном куполе церкви установили новый крест, а колокольня обзавелась десятипудовым колоколом, отлитым в Самаре на заводе Буслаева. В дореволюционный период близ Воскресенской площади появилось несколько зданий, которые можно смело занести в ранг достопримечательностей. Это доходный дом купца Николая Маркова, кинотеатр «Фурор», выполненные в стиле модерн, и конечно же, деревянная жемчужина – двухэтажный дом Маштакова (ул. Самарская, 207).

По состоянию на 1898 год усадебное место на углу Воскресенской площади и улицы Самарской (№14 / 201) принадлежало самарскому мещанину Михаилу Дементьевичу Маштакову. 22 января 1899 года Михаил Маштаков подал прошение в Самарскую городскую управу с просьбой разрешить ему построить на своем усадебном месте близ Воскресенской площади двухэтажный деревянный дом. Проект был разработан архитектором Александром Щербачевым, который за 4 года до этого занимался перестройкой Вознесенского собора.

В 1904 году Михаил Маштаков стал владельцем алебастрового завода, расположенного близ села Винновка. На алебастровом заводе Маштаков будет работать в должности заведующего и после революции, пока в декабре 1919 года не будет вычищен как «присосавшийся элемент». Дальнейшая судьба Михаила Дементьевича не известна.

В августе 1911 года  усадебное место Михаила Маштакова перешло в собственность самарского купца Николая Федоровича Маркова. Сведений об этом человеке не так много, как хотелось бы. В самарских адрес-календарях он фигурирует редко. Все, что мы о нем знаем, — что жил он в собственном доме на улице Казанской (сейчас — Алексея Толстого, 10-12).

В 1916 году купец Николай Марков был членом учетно-ссудного комитета по торгово-промышленным кредитам Самарской конторы Государственного банка. Домом на улице Самарской ему было суждено владеть еще два года.

В 1918 году дом Маштакова, как и большинство зданий Самары, был муниципализирован. Из него сделали коммунальные квартиры, перегородив когда-то просторные залы 1 и 2 этажей.

Известно, что сюда в это время вселился известный в то время самарский писатель Петр Лукашевич (псевдоним — Петр Левицкий). Его судьба незавидна: в 2021 году он умер от голода.

В соседнем от дома Маштакова дворе прошло детство Мити Устинова, будущего маршала Советского Союза. Семья Устиновых жила в деревянном двухэтажном флигеле на усадебном месте отставного фельдфебеля, лавочника Ефрема Щекаева. Оно находилось слева от дома Маштакова по адресу: улица Самарская, д.209 «б».

Рядом с ним в 1982 году был сделан знаменитый снимок, где приехавший в Куйбышев для вручения нашему городу ордена Ленина Дмитрий Устинов общается с его жительницей, своей ровесницей. На тот момент Устинову было 74 года.

30 лет за забором.

15 лет назад

В 1988 году Дом Маштакова расселили, как аварийный. С этого момента начались его проблемы. В 1992 году ему присвоили статус объекта культурного наследия. Этот статус оберегал его от возможного сноса.

Если бы в  то время не было принято этого решения, скорее всего, дом бы не дожил до наших дней. В начале 90-х годов прямо за ним,
на расстоянии 6 метров, начали строить многоэтажный кирпичный дом. 

Застройщику дом Маштакова очень мешал. Как рассказывают свидетели тех лет, он предпринимал разные попытки снести дом, но когда понял все правовые последствия этого действия, отказался от идеи. Вместо этого он обнес дом глухим забором , доходившим почти до крыши. Наружу торчали только резные башенки. И в таким виде дом простоял до 2022 года. Попытки привлечь внимание к дому Маштакова делались неоднократно. Еще бы, такое «бельмо на глазу» в центре города! Например, обсуждались проекты переноса дома Маштакова на улицу Ленинская в комплекс деревянных домов возле Музея Алабина, но дальше обсуждений дело так и не пошло. В 2015 году попытку его восстановления предпринял частный инвестор. Коллекционер Дмитрий Хмелев заявил о том, что вложит в реставрацию порядка 10 миллионов рублей.

Был организован сбор средств на восстановление дома Маштакова, проведены какие-то работы по внешнему периметру здания, но уже в 2016 году реставрация встала.  Очередной безуспешный проект спасения дома был представлен системой благотворительных лотерей. На доме местные градозащитники и журналисты изредка проводили субботники, привлекая внимание горожан.

Кардинальное решение проблемы было найдено только в 2021 году.   

Реставрация дома Маштакова.

В 2021 году ситуация вокруг деревянного памятника начала развиваться стремительно.  Наконец-то появилась концепция использования памятника деревянного зодчества. В этом приняли участие городские власти, архитектурное и градозащитное сообщество. Так появился проект «Заварка», — музейно-выставочное пространство с купеческой чайной на первом этаже. Под свой патронаж проект взял депутат Государственной Думы Александр Хинштейн. Он договорился с Всероссийским обществом охраны памятников и культуры (ВООПИК) об участии в проекте, заручился финансовой поддержкой правительства области. И был написан грант по реставрации Дома Маштакова, который ВООПИК подал на 1 конкурс Президентского Фонда культурных инициатив.

Александр Хинштейн любит вспоминать один эпизод. «Ровно за 2 дня до подведения итогов конкурса грантов в сентябре прошлого года дом Маштакова чуть не сгорел. Но вмешалось провидение. Бомжи, которые здесь обосновались, оставили непогашенный окурок, загорелся тюфяк, началось задымление. Благодаря вовремя приехавшим пожарным, удалось избежать страшных последствий. Деревянный сухой дом загорелся бы как спичка. Каких-то 20 минут, — и мы уже ничего не смогли бы сделать. А пожарные успели домчать до пожара меньше, чем за 7 минут!  Именно тогда я понял, что мы обязательно этот объект сделаем.  И это будет еще одна самарская достопримечательность, которой мы сможем гордиться».

Средства Президентского Фонда культурных инициатив на этом объекте составили порядка 20 миллионов рублей (кстати, этот грант стал самым большим среди всех регионов России, исключая столицу). Доля областного бюджета была заявлена в размере 70 миллионов, Городская администрация взяла на себя подведение коммуникаций и благоустройство прилегающей территории. Такой консолидированный подход позволил поставить амбициозную цель: реставрация за 1 год.

В октябре 2021 года на объекте началось обследование. Консультации проводил научный руководитель проекта Андрей Борисович Бодэ, ведущий научный сотрудник, заведующий Сектором деревянного зодчества НИИТИАГ, кандидат архитектуры, советник РААСН. Одной из задач первого уровня стало усиление фундамента в рамках противоаварийных работ. Была выбрана технология, в результате которой каркас здания приподнимают, чтобы провести работы по усилению фундамента. Параллельно был подготовлен проект реставрации и приспособления, который был согласован с Управлении государственной охраны Объектов культурного наследия (УГООКН) Самарской области.  По мнению архитектора-реставратора Андрея Бодэ, «утрата первоначальной планировки и неудобство для современного использования позднейшей планировки подводит к компромиссным решениям. Принципиальный подход – сохранение в своей основе сложившейся планировки с укрупнением некоторых помещений, т. е. фрагментарным возвращением к первоначальной планировке там, где это наиболее очевидно». Все, что можно сохранить, реставраторы сохранили. Заново были изготовлены только те элементы, которые либо полностью утрачены, либо уже не могли служить дальше и рассыпались в руках. Например, на смогли сохранить первоначальные резные башенки, крытые жестью. Когда их сняли с крыши дома и начали обследовать, то поняли, что древесина, составляющая их каркас, полностью сгнила. Тогда было принято решение полностью копировать башенки, а остатки старых конструкций использовать в интерьерных решениях. Теперь, если станете подниматься по правой лестнице галереи, вы увидите на стене силуэт одной из башенок, выполненных из остатков деревянных конструкций.        

     Из наиболее интересных решений Дома Маштакова можно отметить реставрацию печей-голландок и частичное «раскрытие» потолка на 2 этаже, чтобы стали видны хорошо сохранившиеся чердачные стропила. Также максимально удалось сохранить деревянные наличники, дверные полотна и даже оригинальный паркет.

Артем Демидов, руководитель ВООПИК, главный куратор проекта, после того, как был заново собран конструктив здания, заявил журналистам: «Переполняет чувство гордости и радости за то, что мы курируем первый с 80-з годов проект по реставрации деревянного здания в Самаре. Мы подключили к реставрации уникального специалиста Андрея Борисовича Бодэ, который ведет авторский и научный надзор за всеми этапами работ.  Есть такое ощущение, что мы делаем большое и важное дело.

Дом Маштакова — особенный дом. Не просто красивый, резной, старинный дом, но и символ борьбы общественности города за старую Самару. У этого здания тяжелая судьба. Он побывал и в частных руках, и в бесхозяйственном состоянии. И то, что его делает сейчас общественная организация ВООПИК – это символично. Какое я вижу в этом будущее? Чтобы общественные организации не только защищали памятники, но и становились бы их пользователями, привлекая волонтеров и средства на их сохранение. Очень хочется в это верить».

Проект внутреннего пространства галереи подготовил архитектор Дмитрий Храмов. По его задумке, на первом этаже разместилась арт-купеческая чайная, а на втором — музей и многофункциональное экспозиционное пространство.  Сам проект выполнен в концепции эклектики элементов старины с современными решениями.   «В интерьере важно максимально показать первоначальную структуру стен, для этого использовать натуральные материалы. Освещение в чайной представлено в виде так называемых «чаинок», свисающих с потолка. Посетители «Заварки» будут располагаться на деревянных скамьях, а на стеклах в тамбуре в форме рассказов с картинками может быть представлена уникальная история дома Маштакова», — рассказывает о своем проекте архитектор.

Дом Маштакова настолько выстраданный проект для Самары, что вокруг него постоянно происходят какие-то незаурядные истории. Например, когда строители подошли к этапу разборки окон, на площадке на одном из совещаний  неожиданно появился мужчина. Представился: Николай Кузин, компания Мануфактура ДОМ, город Москва. И дальше он рассказал о том, что сейчас его предприятие занимается производством оконного и дверного заполнения для самарского филиала Третьяковской Галереи – Фабрики-кухни, и что он настолько впечатлен историческим достоянием Самары, что готов взять на себя реставрацию окон и дверей дома Маштакова. Бесплатно? – тут же уточнили строители. Бесплатно, — подтвердил Кузин. Поэтому благодарность партнеру проекта за его огромный вклад в реставрацию всех окон и дверей.     

Полностью реставрационные работы завершились в ноябре 2022 года.

Интервью руководителей проекта

Андрей Бодэ, научный руководитель проекта реставрации дома Маштакова: «До реставрации объект был в ужасающем состоянии. Было впечатление, что его невозможно реставрировать, разве что снести да построить заново. Тем не менее специалисты ООО «Вега Групп Регион» сделали все возможное для сохранения и реставрации уцелевших подлинных частей и приведения здания в нормальное эксплуатационное состояние.

Практической сложностью реставрации дома Маштакова было отсутствие запаса его конструктивной прочности. Большой сруб, прорезанный многочисленными проемами с внутренними капитальными стенами, перерезанными печами, готов был развалиться. При реставрации здания пришлось сделать, по сути, новую конструктивную оболочку, скрепившую стены и перекрытия.

Просевший сруб был приподнят, но печи остались на своих фундаментах, поэтому высота подъема была ограничена. Исторический бутовый фундамент неглубокого заложения подлежал существенному усилению. Стены были реставрированы с заменой поврежденных гнилью бревен без переборки. Основные замены были сделаны в нижних и верхних венцах. Стены по всему периметру были укреплены вертикальными сжимами, под обшивку снаружи заложен утеплитель. Внутренние бревенчатые стены и перегородки из вертикальных плах сохранились достаточно хорошо. В перекрытиях сохранены исторические балки и между ними добавлены новые в соответствии с расчетной нагрузкой. Подкровельные стропильные конструкции были сделаны заново, поскольку исторические стропила в своем большинстве были проломлены и повреждены. Все, что удалось сохранить от подкровельных конструкций было собрано в раскрытии на втором этаже.

Работа была выполнена в очень короткие сроки – примерно за 14 месяцев. Параллельно с начавшимся проведением противоаварийных работ была выполнена и согласована научно-проектная документация. Таким образом, производство шло без остановки. На завершающей стадии реализовались дизайнерские решения в интерьерах».


Дмитрий Храмов, автор архитектурной концепции музея-галереи «Заварка»: «Что для меня значит Дом Маштакова?  Когда мы делали диплом на архитектурном факультете по центру Самары, это был 1996 год, он тогда уже стоял за забором, в окружении высоток. Конечно, это была как напоминание о старой Самаре, что она меняется. И он как последний житель. Поэтому в моем дипломе дом Маштакова был как камень преткновения. Что с ним делать? Современные дома уже отошли от красной линии, и он остался «не у дел». Печальный символ такой. И он своим присутствием как бы царапал, задевал, как как уходящий символ старой Самары.

Относительно этого дома всегда было много споров. Предлагали делать заповедник старых домов, и дом Маштакова был первый на очереди. Говорили: давайте его перенесём на новое место. Но мне кажется, было очень важно оставить его здесь, в этой среде на своём месте, где он и вырос, как символический элемент истории. Поэтому мне, конечно, спустя 25 лет было очень  интересно поработать с ними. И не просто как с артефактом старой Самары, а еще и с пространством вокруг, чтобы «выпустить» старый дом в это пространство памяти и связать его с городом. Чтобы это был элемент дискуссии, элемента споров, обсуждений о судьбе города. Поэтому он так и остаётся и символом, и камнем преткновения. Поэтому и «Заварка».

Придумали название мы с моей женой Машей, когда над концепцией сидели. И мы начали думать, как соединить со мной стороны гостеприимства дома во и общественную сумку такую дискуссионную. ну и так как идея была из чайной при обсуждении этих концепций, то-то прям мысль, там же надо заваривать новые проекты, новые ходы в городе. Поэтому как-то раз одномоментно пришло заварка. Давай сделаем заварку. Но и всё как-то легко сложилось. Как и дальше, когда проект пошёл уже, вот эта теплая идея растопить историю своим теплом, своим вниманием, своим неравнодушным, но как бы во всех элементах начал проявляться. начиная от печек. плясали от печек. Они как ядра дома, как стержни, которая проходит сквозь дом…


Стиль дома Маштакова чаще всего определяют как эклектику: смешение убранства в русском стиле и канонической системы классицизма. В своей книге «Тайны деревянных украсов Самары» архитектор Ваган Каркарьян пишет:

«Среди наиболее интересных построек, выполненных в духе русского стиля в Самаре, следует назвать двухэтажный дом на улице Самарской , 207. В структуре дома М.Д. Маштакова, построенного в 1899 году, прослеживается влияние каменных особняков классицизма. Ось главного фасада симметричного здания подчеркнута фронтоном. Два узких боковых ризалита завершены четырехгранными шатрами со шпилями. Городской архитектор удачно развивает древнерусскую тему.

Благодаря творчеству А.А. Щербачева шатры стали архитектурной и современной Самары. Остроконечные, вытянутые вверх четырех- или восьмигранные крыши напоминают своим абрисом величественные ели. Наружное украшение деревянных домов, запроектированных А.А. Щербачевым, отвечало народным представлениям о красоте.»

Известный куйбышевский краевед Олег Струков отмечал оригинальный орнамент пилястров дома Маштакова и то, что рисунок карнизов заимствован из греческого стиля, хотя сам дом построен в русском стиле. Упоминает он и о так понравившихся Вагану Каркарьяну шатрах: «Эффектно выглядит такая башня с ропетовской резьбой на деревянном доме по улице Самарской, 207».


Дом Маштакова в постсоветское время

В марте 1992 года дому мещанина Маштакова был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. К этому моменту он был уже расселен и примерно в 1993 году обнесен забором, который станет привычной деталью пейзажа улицы Самарской почти на 30 лет.

27 сентября 2021 года стало известно, что проект по созданию музея-галереи «Заварка» в доме Маштакова стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив. Срок его реализации — 31 декабря 2022 года.

Планируется, что основу музейного пространства составит коллекция архитектора и градозащитника Вагана Каркарьяна. На первом этаже планируется разместить купеческую арт-чайную. На втором — музей и многофункциональное экспозиционное пространство.